среда, 26 августа 2015 г.

Гражданская идентичность

 
Если выпуск не отображается, вы можете прочесть его на сайте
  

  Гражданская идентичность
  
 
 

Здравствуйте, уважаемый читатель.

Один из самых важных процессов, который происходит с нами в детстве, это процесс идентификации. Сначала мы соотносим себя со своим гендером (гендерная идентификация), в дальнейшем с представителями той или иной группы (школьники, студенты и т.д.). Из каких компонентов состоит социальная идентичность? В чем она проявляется? Как ее изучить? Многие социальные психологи занимаются исследованием механизмов идентификации личности с окружающим обществом.

Так авторы социально-психологической теории социальной идентичности (H.Tajfel, M.G.Billig, R.P.Bundy et al.) утверждают, что процесс идентификации с группой является важным механизмом формирования представления человека о самом себе. Идентифицируя себя с представителями той или иной группы, мы начинаем думать и действовать так же, как и члены той или иной группы. С точки зрения других исследователей (C.W.Leach, M. van Zomeren, S.Zebel et al.), в структуре социальной идентичности человека выделяются несколько основных компонентов, которые, в свою очередь, складываются в два фактора более высокого порядка (Е.Р.Агадуллина, А.В.Ловаков).

Первый компонент - самостереотипизация, это представление о том, насколько каждый член групп похож на "среднестатистического" представителя той или иной группы. Второй компонент - внутригрупповая гомогенность, это представление о том, что члены одной группы являются похожими друг на друга, по сравнению с членами другой группы. Эти два компонента образуют фактор "самоопределение".

Третий компонент - сплоченность, внутренняя приверженность группе, ее идеалам, нормам поведения, требованиям к поведению. Четвертый компонент – удовлетворенность тем насколько приятно или неприятно члену группы находиться внутри данной группы. Пятый компонент - выраженность, то есть, самооценка значимости того, что человек является членом той или иной группы. Эти три компонента образуют фактор "личный вклад".

Для изучения особенностей социальной идентичности респондентов нами использовался опросник, разработанный зарубежными исследователями (C.W.Leach et al., 2008) и адаптированный для российской выборки (Е.Р.Агадуллина, А.В.Ловаков, 2013). Этот тест можно считать универсальным, поскольку утверждения в нем сформулированы таким образом, что в качестве объекта идентификации по любому основанию может выступать любая группа. Например, утверждение "Я думаю, что [название группы] есть чем гордиться". В нашем исследовании в качестве объекта идентификации мы выбрали группу "граждане России", а в качестве предмета - гражданскую идентичность (синонимичные понятия - государственно-гражданская идентичность, национально-гражданская идентичность) - индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта.

Опросник включает 14 утверждений, которые респондент должен оценить по стандартной 7-бальной шкале Лайкерта (от "Абсолютно не согласен(-на)" до "Абсолютно согласен(-на)"). Результат теста, близкий к максимальному по шкале "Личный вклад" (max=70), показывает высокую степень выраженности представления о себе как о представителе группы, с которой человек себя идентифицирует. Близкий к минимальному (min=7) - характеризует низкую степень выраженности данных представлений о себе. Результат теста, близкий к максимальному по шкале "Самоопределение" (max=28), показывает высокую степень выраженности эмоциональной значимости идентификации для человека. Близкий к минимальному (min=4) - характеризует низкую степень выраженности эмоциональной значимости.

В проведенном "Гласом Рунета" (VoxRu.Net) онлайн тестировании приняли участие 1125 человек, представляющих активную (недельную) российскую интернет-аудиторию. Среди них 601 мужчина и 524 женщины в возрасте от 15 до 80 лет (среднее значение возраста респондента - 46,42 года, стандартное отклонение - 12,47 лет).

  Суммарный балл индивидуального теста на национально-гражданскую идентификацию по шкале "Самоопределение"                                                (Доля в % от числа опрошенных)  - Высокая степень выраженности идентичности                39%  - Средняя степень выраженности идентичности                55%  - Низкая степень выраженности идентичности                  6%

Первый фактор образован из двух групп утверждений – на оценку самостереотипизации ("У меня много общего со среднестатистическим гражданином России", "Я похож на среднестатистического гражданина России") и внутригрупповой гомогенности ("У граждан России много общего между собой", "Все граждане России очень похожи друг на друга").

В целом по шкале "Самоопределение" большинство (55%) респондентов демонстрируют среднюю степень выраженности национальной идентичности. С одной стороны, большинство тестируемых обнаруживают у себя много общего (64%) и сходного (60%) со среднестатистическим гражданином России, то есть, имеют высокую степень идентификации себя с образом гражданина России. Лишь 20% респондентов не склонны отождествлять себя с ним, и только 16% считают, что у россиян вообще мало общего между собой. В то же время, лишь 31% убеждены в высокой гомогенности российского общества, то есть, верят в то, что все граждане России очень похожи друг на друга. Напротив, 43% не согласны с тезисом о полном стирании индивидуальных и внутригрупповых различий россиян.

  Суммарный балл индивидуального теста на национально-гражданскую идентификацию по шкале "Личный вклад"                                                (Доля в % от числа опрошенных)  - Высокая степень выраженности идентичности                64%  - Средняя степень выраженности идентичности                30%  - Низкая степень выраженности идентичности                  6%

Второй фактор образован из трех групп утверждений – на оценку удовлетворенности ("Я рад, что являюсь гражданином России", "Мне приятно быть гражданином России"), сплоченности ("Я чувствую свою связь с гражданами России", "Я солидарен с гражданами России") и выраженности ("Я часто думаю о том, что я гражданин России", "Принадлежность к гражданам России – важная часть моего представления о себе").

Большинству (71%) респондентов приятно и радостно ощущать себя гражданами России, чувствовать внутреннюю связь (68%) и выражать солидарность с соотечественниками. Только 25% тестируемых не задумываются над фактом своего российского гражданства и не испытывают от этого сильных положительных эмоций. Около 69% считают, что принадлежность к гражданам России накладывает отпечаток на их личность. И только 18% не считает осознание своего российского гражданства важной частью представлений о самих себе.

Подводя итоги исследованию национально-гражданской идентичности, мы можем отметить, что в большинстве случаев респонденты испытывают позитивные эмоции, когда идентифицируют себя с гражданами России, а осознание своего российского гражданства занимает важное место в их представлениях о себе. Но при этом большинство опрошенных не воспринимают "граждан России", "россиян" однородной социальной общностью, где утратили силу всякие индивидуальные и групповые различия. Хотя в России процесс формирования гражданской нации, как коллективного субъекта, на культурно-ценностном и на институциональном уровне еще не завершен, имеет место устойчивое преобладание общероссийской гражданской идентичности большинства населения по сравнению с этнической, региональной, конфессиональной. Ценностный и эмоциональный компоненты национально-гражданской идентичности отчетливо выражены (прежде всего, как чувство гордости за Россию, ее народ и свое российское гражданство) и оказывают существенное влияние на содержание когнитивного компонента.

НОВЫЙ ОПРОС: "Популярность мобильных устройств при работе с почтой"

Чтобы принять участие в данном опросе Вам нужно пройти по следующей ссылке:

http://virtualexs.ru/cgi-bin/exsurveys/survey.cgi?ac=11030

Если указанная ссылка не открывается, скопируйте ее в буфер обмена, вставьте в адресную строку браузера и нажмите ввод.


Вы получили это письмо, поскольку отметили в анкете подписчика, что хотите получать рекламные материалы и информацию от избранных партнеров Subscribe.Ru по одной из следующих тем:

  • Новости, аналитика
  • Интернет
  • Игры, лотереи
Вы можете в любой момент изменить выбранные Вами темы в анкете подписчика.

 
 
     В избранное
 
 
 
Подписан адрес: supblogger.adv12@blogger.com
Архив рассылки
Отписаться
Поддержка подписчиков
 
Внимание! Для вашего удобства ссылки в данном письме позволяют получить доступ в ваш аккаунт без ввода пароля. Не пересылайте это письмо другим людям и не вставляйте его текст в блоги, форумы и чаты.
 
Рассылка производится: Subscribe.Ru / АО "Интернет-Проекты" / О компании / Политика конфиденциальности

Комментариев нет:

Отправить комментарий