четверг, 13 мая 2010 г.

Рунет в поисках среднего класса

Subscribe.Ru Читать выпуск на сайте

Рунет в поисках среднего класса

Здравствуйте, уважаемый читатель.

Кого среди пользователей Рунета можно отнести к среднему классу и по каким критериям их можно считать представителями этого социального образования? Ответить на эти вопросы помогут результаты онлайн опросов, проведенных информационным каналом Subscribe.ru в 2008 и 2010 годах среди российских пользователей, представляющих активную (месячную) аудиторию интернета.

       Характеристика выборочной совокупности:                                                   2008 год  2010 год                 Количество респондентов:    1992      2035                                Пол          - Мужчины                             53%       55%       - Женщины                             47%       45%                             Возраст                 - 18-24 года                          21%       21%       - от 25 до 34 лет                     39%       48%             - от 35 до 44 лет                     20%       17%       - от 45 до 54 лет                     15%       10%       - 55 лет и старше                      5%        4%                           Образование     - Высшее и/или ученая степень         67%       68%       - Незаконченное высшее                15%       15%       - Среднее специальное                 11%       10%       - Общее среднее, профессиональное      7%        8%                            Занятость         - Работаю, полная занятость           75%       71%       - Работаю, неполная занятость         12%       14%       - Не работаю                          13%       15%                        Федеральный округ                                         - Москва                              28%       24%       - Центральный (кроме Москвы)          11%       15%       - Санкт-Петербург                     12%        9%       - Северо-Западный (кроме СПб.)         5%        5%       - Приволжский                         15%       18%       - Сибирский                           10%       11%       - Уральский                            9%        8%       - Южный                                7%        9%       - Дальневосточный                      4%        2%                      Тип населенного пункта                                          - Город, более 1 млн. жителей         55%       50%       - Город, 0,1-1 млн. жителей           31%       35%       - Город, 0,1 млн. жителей и менее     10%       10%       - Поселок городского типа, село        4%        5%

Практически все участники опросов, за редким исключением, знакомы с понятием "средний класс" и имеют о нем свое представление. К среднему классу российские интернет-пользователи относят прежде всего тех, у кого имеется определенный уровень благосостояния, включающий достойный доход - не низкий, но и не слишком высокий (88% отметивших этот признак в 2008 году и 71% - в 2010 году), благоустроенное жильё - квартиру, дом (80% и 58% соответственно), возможность брать кредиты и возвращать их (61% и 27%), достаточное количество сбережений, накоплений (55% и 25%), один или больше автомобилей на семью (55% и 25%), возможность поддерживать здоровье занимаясь спортом, получая качественное лечение (58% и 22%), хорошо отдыхать, путешествовать по миру (55% и 23%).

Среди "нематериальных" признаков принадлежности к среднему классу наибольшее значение придается уверенности в завтрашнем дне и в обеспеченной старости (66% и 34%), возможности иметь много детей, обеспечивая их будущее (41% и 16%). В качестве важнейших условий, позволяющих достичь вышеуказанных благ, респонденты назвали хорошее базовое образование, возможность дополнительного обучения (66% и 36%), работу в успешной, перспективной компании, организации (54% и 25%), высокую профессиональную квалификацию (53% и 20%), возможность делать инвестиции, иметь собственное дело, бизнес (36% и 17%).

       Как Вы считаете, существует ли в современном российском обществе        "средний класс"? Если существует, то какова его доля среди населения        России?                                             2008 год  2010 год               - Среднего класса в России нет         3%       3%       - не более 10%                        28%      28%       - от 11% до 20%                       29%      29%       - от 21% до 30%                       19%      18%       - более 30%                           18%      17%       - Затрудняюсь ответить                 3%       3% 

Лишь около 3% опрошенных утверждают, что среднего класса в современном российском обществе нет, а еще 3% затруднились оценить его долю среди населения России. Примерно 28% опрошенных считают, что его доля не превышает 10%, 29% оценивают его долю в 11-20%, 19% оценивают его долю в 21-30%, а около 18% полагают, что доля среднего класса превышает 30% населения России.

Если оценка доли среднего класса за два прошедших года практически не изменилась, то оценка ее динамики претерпела существенные изменения. Прежде всего, сократилось число пользователей уверенных в том, что за последнюю "пятилетку" доля среднего класса среди населения России росла. Ныне возобладает представление о достижении накануне мирового экономического кризиса некоего пика в формировании российского среднего класса и последовавшего за ним спада, сопровождаемого крушением надежд на обретение средними слоями стабильного социального положения.

       Как Вы думаете, за последнюю "пятилетку" доля среднего класса среди        населения России увеличивалась, уменьшалась или оставалась неизменной?                                           2008 год  2010 год          - Увеличивалась                       62%      39%       - Оставалась неизменной               17%      23%       - Уменьшалась                         13%      28%       - Затрудняюсь ответить                 8%      10% 

Рассматривая возможности различных социальных групп на попадание в средний класс, российские интернет-пользователи наиболее высоко оценили шансы адвокатов, юристов, судей (61% отметивших этот признак в 2008 году и 49% - в 2010 году), бизнесменов, предпринимателей (60% и 49% соответственно), менеджеров (58% и 43%), экономистов, бухгалтеров (49% и 39%), банкиров (31% и 25%). Шансы дотянуться до этого статуса, по мнению тех респондентов, кто допускает существование среднего класса в России, имеют инженеры и специалисты (41% и 37%), работающие, главным образом, в нефте-газовой отрасли и металлургии, сфере платного медицинского обслуживания, а также госслужащие (31% и 29%), прежде всего, политики, депутаты и чиновники, некоторые представители шоу-бизнеса (24% и 17%), финансируемой бизнесом прикладной науки, платного образования (25% и 20%).

По совокупности тех или иных основных критериев, к среднему классу в 2008 и в 2010 годах себя причисляют около 42% активных российских интернет-пользователей.

       Вы лично относите или не относите себя к среднему классу?                                           2008 год  2010 год        - Отношу                              43%       41%        - Затрудняюсь ответить                11%       10%       - Не отношу                           46%       48% 

       А Вам лично за последнюю "пятилетку" удалось улучшить свое социальное        положение, добиться каких-то успехов?                                            2008 год  2010 год               - Удалось                             70%       61%       - Затрудняюсь ответить                 7%        8%       - Не удалось                          22%       30% 

Но если доля пользователей, отождествляющих себя со средним классом, за два прошедших года практически не изменилась, то личные достижения и социальный фон, составляющие основу этой самоидентификации, оцениваются более скромно. Среди тех, кто заявляет о своей принадлежности к среднему классу, 76% в 2010 году против 84% в 2008 году, утверждают, что за последнюю "пятилетку" им лично удалось улучшить свое социальное положение, добиться каких-то успехов. Каждый второй представитель этой группы оценивает долю российского среднего класса на уровне 11-30%. Однако рост доли среднего класса среди населения России за это время отмечают лишь 48% в 2010 году против 69% в 2008 году.

Напротив, около 46% опрошенных не причисляют себя к среднему классу. Соответственно, среди них преобладает более скромная оценка как личных достижений (отметили улучшение своего социального положения за последние пять лет 57% в 2008 году и 49% в 2010 году), так и структурных изменений в российском обществе (отметили рост среднего класса в России 55% в 2008 году и 32% в 2010 году). Более половины представителей этой группы оценивают долю российского среднего класса не более, чем в 20%.

Ведущую роль в классовой самоидентификации российских пользователей интернета играют экономические факторы. Скорее склонны отождествлять себя со средним классом респонденты имеющие уровень дохода на члена семьи "выше среднего" (43% в 2008 году и 34% в 2010 году) и "средний" (45% в 2008 году и 48% в 2010 году). Не склонны причислять себя к среднему классу респонденты с доходом "ниже среднего" (31% в 2008 году и 27% в 2010 году) и "средним" (53% в 2008 году и 46% в 2010 году).

       Скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете свое (Вашей семьи) материальное        положение?                            Вы лично относите себя к среднему классу?                                     Отношу           Не отношу                                2008    2010      2008    2010        - Высокий                6,5%    3,3%      1,4%    0,9%       - Выше среднего         36,3%   34,0%     13,8%   10,9%         -----------------------------------------------------       - Средний               44,8%   47,7%     52,7%   45,5%         -----------------------------------------------------       - Ниже среднего          9,0%   11,6%     20,4%   27,2%       - Низкий                 1,7%    2,9%     10,7%   14,0% 

Иначе данную ситуацию можно описать следующим образом: от числа всех опрошенных 50% в 2008 году и 47% в 2010 году указали, что их доходов хватает на питание, одежду и товары длительного пользования, но не достаточно для покупки машины, квартиры, дачи и др. В этой группе доходов около 39% респондентов в 2008 году и 42% в 2010 году относят себя к среднему классу.

Если доходов хватает на питание, одежду, товары длительного пользования, покупку машины, за исключением покупки недвижимости, то идентифицировать себя со средним классом готовы уже 62% в 2008 году и 66% в 2010 году, а по мере снятия ограничений на покупку недвижимости, 77% в 2008 году и 67% в 2010 году среди представителей соответствующих групп доходов.

Напротив, если доходов хватает на питание и одежду, но не хватает на покупку необходимых товаров длительного пользования, то лишь 27% в 2008 году и 24% в 2010 году готовы идентифицировать себя со средним классом, а при еще более скромных материальных возможностях - не более 12% и 14% представителей соответствующих групп доходов.

Чаще других респондентов в нашем опросе были склонны отождествлять себя со средним классом те, кто является владелецем или совладельцем предприятия (73% в 2008 году и 64% в 2010 году), руководителем или заместителем руководителя предприятия, учреждения (56% и 54%), руководителем подразделения (53% и 51%), индивидуальные предприниматели (47% и 54%), профессионалы, ведущие частную практику (47% и 39%), а также учащиеся (56% и 45%) и домохозяйки (46% и 34%) из обеспеченных семей. Среди специалистов с высшим образованием, квалифицированных рабочих, служащих и прочих работающих респондентов, причислять себя к среднему классу отваживались в основном те, кто занят по преимуществу в таких отраслях, как общественное питание и гостиничное обслуживание (61% и 69%), финансы и страхование (52% и 58%), органы государственного или муниципального управления (51% и 49%), строительство (48% и 38%), оптовая и розничная торговля (47% и 50%), добывающая и обрабатывающая промышленность, энергетика (46% и 39%), информационные, юридические услуги, реклама (46% и 47%).

Среди всех опрошенных российских интернет-пользователей, кто причислил себя к среднему классу, 27-28% проживают в Москве, 8-11% - в Санкт-Петербурге. Среди прочих регионов наибольшее число представителей среднего класса проживает в Приволжском (15-18%), Сибирском (10-12%), Центральном (11-15%) федеральных округах. В целом, не менее половины (53-55%) активных российских интернет-пользователей, представляющих средний класс, проживают в российских городах с населением более 1 миллиона жителей; 15-18% - в городах от 500 тыс. до 1 млн. жителей; 17-18% - в городах от 100 тыс. до 500 тыс. жителей.

В заключение добавим еще один, психологический штрих к портрету российских интернет-пользователей, причисляющих себя к среднему классу. Принято считать, что его представители стремятся жить, рассчитывая главным образом на собственные силы и способности. И действительно, среди тех респондентов, кто склонен отождествлять себя со средним классом, доля уверовавших в то, что изменение собственного положения зависит только от личных усилий, составляет 48-51%. Напротив, среди тех, кто не отождествляет себя со средним классом, в исключительное влияние личных усилий верят лишь 29-31%.

       Как Вы думаете, в какой степени изменение вашего положения зависит от        ваших собственных усилий?                                        Вы лично относите себя к среднему классу?                                                  Отношу          Не отношу                                               2008    2010      2008    2010               - Зависит только от Вас самих         48,6%   50,8%     29,3%   30,8%       - Зависит в определенной степени      48,5%   46,8%     61,0%   60,5%       - Совсем не зависит                    2,1%    2,1%      9,0%    7,3% 

Другой важный момент самоидентификации лежит в области самооценки представителями среднего класса своих личных достижений, реальных или мнимых. Особенность этой самооценки заключается в восприятии средним классом своего статуса как положения в социальной иерархии, при котором пробиться "наверх" в элиту совершенно или почти невозможно, а для многих и не нужно, но зато можно находиться над большинством тех, кто не смог выйти из "низов" в люди. И мы видим, что среди респондентов, которые склонны отождествлять со средним классом себя, 49-50% полагают, что большинство других людей в России живут хуже. Напротив, среди тех, кто не отождествляют себя со средним классом, лишь 29-32% относят большинство своих соотечественников к аутсайдерам.

       Как Вы думаете, каких людей сегодня в России больше: тех, кто живет хуже        вас, так же, как вы, или тех, кто живет лучше вас?                                     Вы лично относите себя к среднему классу?                                                  Отношу          Не отношу                                              2008    2010      2008    2010       - Тех, кто живет лучше меня           6,7%    8,8%      9,6%   10,7%       - Тех, кто живет также, как я        41,0%   37,9%     54,9%   57,9%       - Тех, кто живет хуже меня           49,0%   49,8%     32,2%   28,8% 

Информационный канал Subscribe.ru и сервис онлайн-опросов VoxRu.Net приглашают Вас принять участие в новом исследовании "Социальный пакет услуг связи"


Вы получили это письмо, поскольку отметили в анкете подписчика, что хотите получать рекламные материалы и информацию от избранных партнеров Subscribe.Ru по одной из следующих тем:

  • Новости, аналитика
  • Маркетинг
  • Интернет
Вы можете в любой момент изменить выбранные Вами темы в анкете подписчика.

 
Подписан адрес: supblogger.adv12@blogger.com
Архив рассылки
Отписаться
Поддержка подписчиков
Рассылка производится: Subscribe.Ru / ЗАО «Интернет-Проекты» / О компании / Политика конфиденциальности

Комментариев нет:

Отправить комментарий